Муниципальное автономное учреждение

«Центр отдыха «Содружество»,

структурное подразделение

Детский оздоровительный лагерь «Полянка»

Программа

организации воспитательной работы

«Вокруг полуострова за 21 день»


Автор программы: Тарусина Елена Юрьевна, заместитель руководителя структурного подразделения ДОЛ «Полянка»;

Девяткина Татьяна Александровна, культорганизатор структурного подразделения ДОЛ «Полянка».


г. Рыбинск 2022г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

Полное название программы Программа организации воспитательной работы «Вокруг полуострова за 21 день»
Авторы программы

Заместитель руководителя структурного подразделения ДОЛ «Полянка», Тарусина Елена Юрьевна

Педагог организатор структурного подразделения ДОЛ «Полянка», Девяткина Татьяна Александровна

Руководитель программы Руководитель структурного подразделения ДОЛ «Полянка», Девяткина Анастасия Александровна
Название проводящей организации Детский оздоровительный лагерь «Полянка» – структурное подразделение МАУ «Центр отдыха «Содружество»
Форма проведения Загородный оздоровительный лагерь
Цель программы Создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе
Сроки проведения Июнь 2022 года – Август 2021 года
Место проведения ДОЛ «Полянка»
Тип программы Комплексная

Источники финансирования,

в том числе

средства местного бюджета,

родительская плата,

средства из иных источников

Областной бюджет, бюджет городского округа город Рыбинск, внебюджетные источники.
Общее количество детей – участников 1120 человек (ежегодно)
Кадровое обеспечение Руководитель структурного подразделения, заместитель руководителя по воспитательной работе, культорганизаторы, воспитатели, вожатые, инструкторы по физической культуре, инструкторы по труду, балетмейстеры, звукооператоры, медицинские работники, обслуживающий персонал.
Условия размещения участников

6 одноэтажных стационарных корпусов

1 двухэтажный стационарный корпус

Адрес организации, телефон Ярославская область, Рыбинский район, Каменниковский с/о, район дер. Вараксино, д.105


Обоснование

Летние каникулы – самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.


Летние каникулы в ДОЛ «Полянка» – это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывает лагерь. Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.


В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержание летнего досуга – это активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.


Детский загородный оздоровительный лагерь – наиболее благоприятная территория для сотворчества ребенка и педагога. И не зря 21 день жизни в оздоровительном лагере называется «смена». Ведь каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности). Смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Смена единого социокультурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социально-коммуникативная среда.


С точки зрения детей каникулы – идеальное время для отвлечения от школьных занятий, для развития творческого потенциала, включения их в систему новых отношений, время для личностного роста. Летние каникулы глазами педагога – продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой благодаря обогащению его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению деятельности. Залог успеха организации оздоровительно-образовательной деятельности детского лагеря – согласование этих представлений о назначении летних каникул.


Программа организации летней занятости детей в лагере является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления воспитания. Отдых, оздоровление, творчество – являются одной из приоритетных социальных проблем программы ДОЛ «Полянка». Ценность данной программы в том, что в центре внимания – ребенок, его физическое и интеллектуальное развитие, духовное и нравственное воспитание. Создание нравственно-здоровой среды, способной благоприятно влиять на каждого ребенка – это и есть то главное, что может дать действительный результат, нужный и родителям, и воспитанникам, и педагогам. Многообразие видов детской деятельности в лагере помогают ребёнку найти своё место в жизни, само реализоваться, реально осуществить свои творческие способности.


Дети XXI века – поколение века информации и высоких технологий – должны воспитываться на идеалах добра и справедливости, уважения к старшим и заботы о слабых, должны любить свою малую Родину, быть патриотами, обладать развитым чувством эмпатии и толерантности. Дети должны вырасти жизнеспособными, достойными гражданами своей страны, чтобы в обозримом будущем они смогли взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического и культурологического характера.


Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Трудовой Кодекс РФ;


Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный Закон «О защите прав потребителей; СанПиН 2.4.4.1204-03 от 16.03.2003 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»; Устав Муниципального автономного учреждения «Центр отдыха «Содружество», структурное подразделение детский оздоровительный лагерь «Полянка»; Правила внутреннего распорядка.


Актуальность


Разработка программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

 

  • актуальностью задач современного воспитания;
  • повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях загородного лагеря;
  • необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий;
  • модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.


Программа по своей направленности является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря по четырём подпрограммам, реализация которых запланирована в четыре смены.


Смены разноплановы и разнообразны, участники смен разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей: Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!

Цель: Создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе.

Задачи:

 

  1. Укрепление здоровья, оптимизация эмоционального и жизненного тонуса детей, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
  2. Формирование культурного поведения, утверждение в сознании детей нравственных и культурных ценностей.
  3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие потребности и способности ребёнка проявлять свой талант.
  4. Привитие навыков здорового образа жизни и санитарно-гигиенической культуры.
  5. Создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала личности ребёнка и его самореализации, развитие творческого мышления.
  6. Обеспечение ситуаций межличностного взаимодействия, актуализирующих социально полезные и социально приемлемые нормы поведения ребёнка, формирование у обучающихся навыков общения и толерантности.
  7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.


Содержание программы


Программа лагеря представляет собой развитую сеть мероприятий, в рамках развивающих направлений лагеря. Для реализации индивидуальных особенностей участников в программе лагеря, разрабатываются логические линии мероприятий, обозначенные форматом направлений:

 

  • Здоровьесберегающее. В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию. Ежедневно проводится утренняя гимнастическая зарядка на свежем воздухе, закаливание, банные дни, оздоровительные часы и другие мероприятия по оздоровлению детей.
  • Патриотическое. Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, тем самым проявляется любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Комплекс мероприятий лег в основу воспитательной работы всех смен лагеря.
  • Спортивное. Двигательная активность детей в лагере организована в течение дня по расписанию. Лучшие спортсмены лагеря удостаиваются чести поднять флаг РФ на линейке. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости.
  • Экологическое. В течение смены дети совершают прогулки по территории лагеря, на прогулке дети наблюдают за растениями, насекомыми и птицами. Организовываются игры по ориентированию на местности, игры на знание лекарственных растений нашего края. Организация таких прогулок способствует формированию прочных знаний об особенностях местности, флоры и фауны родного края.
  • Творческое (культурно-просветительское и познавательное). Ежедневно в лагере проводятся программы, подготовленные самими участниками смены. Мероприятия смен спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности.
  • Социально-личностное (лидерство и инициатива). При формировании отрядов происходит выбор ролей (капитанов отрядов) и видов деятельности, организованы игры «Я – лидер», а также работа службы самоуправления: служба здоровья (снятие эмоциональной напряженности, вызванной учебной нагрузкой, привитие навыков к здоровому образу жизни), спортивная служба (организация спортивных состязаний, эстафет, туристических прогулок), досуговая служба (поиск, поддержка и развитие творческих способностей детей, раскрытие природных талантов, самовыражение, самореализация личности).


Содержание направлений заложено в рамках тематических смен, которые реализуются в течение оздоровительного сезона. Основополагающий принцип деятельности и существования нашего лагеря – воспитание без «принуждения», через увлечение детей, через погружение в мир творчества. На этом базируются педагогика и психология детского лагеря, стиль работы педагогического коллектива.


Одной из предпосылок реализации данной программы является позиционное самоопределение педагогического коллектива в понимании ребенка как субъекта саморазвития в структуре педагогического взаимодействия.


В систему организации и реализации педагогической программы входят:

 

  • формирование и обучение педагогического коллектива лагеря;
  • сохранение и развитие традиций лагеря;
  • обеспечение преемственности наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы;
  • включение всех подразделений и структур в деятельность, нацеленную на получение общего результата.


Полагая, что каждый человек талантлив, мы предлагаем различные направления, где ребенок может почувствовать свою значимость, успешность, своё мастерство. Широкий спектр возможностей дает каждому заниматься своим делом, наиболее интересным для него, когда в конкретной деятельности он самостоятельно открывает и переосмысливает для себя свои достижения, взаимоотношение в коллективе.


Отличительной чертой данной программы является прием ролевой игры, позволяющий строить обмен опытом, коллективное открытие мира в живой, увлекательной форме. Участниками сюжетно – ролевой игры становятся и взрослые, и ребята. В организационный период проходит этап мотивации на коллективную творческую деятельность детей. Игра развивается в течение всего оздоровительного сезона.


Исходя из основной идеи программы, разработаны четыре тематические смены: 

1 смена: «Полянка в 3D: Думай! Дерзай! Достигай!»

 

  • Думай! – значит, открой в себе креативное мышление, мысли глобально!
  • Дерзай! – значит, не бойся пробовать себя в чём-то новом!
  • Достигай! – значит, не сиди на месте: умеешь – научи другого, появилась идея – делись с друзьями и воплощай её в жизнь!


Добро пожаловать в 3D Полянку. Здесь ты научишься: Думать креативно, Действовать быстро и Достигать цели. Проживая летнюю смену под девизом «Думай! Дерзай! Достигай», ты сможешь вместе с единомышленниками придумать, организовать и провести интересное дело.


Программа «Думай! Дерзай! Достигай!» – это система практических занятий, деловых игр и развлечений для воспитанников, которые помогут им проявить свой управленческий потенциал, выразить свои таланты, развить организаторские способности.


Пробуй! Дерзай! Твори!

2 смена: «Мир без границ»


2022 год объявлен годом народного искусства и культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.


Россия – наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов.


В этом году мы приоткроем для наших воспитанников прекрасный ларец народной мудрости на второй смене лета 2022 года в ДОЛ «Полянка». Познакомим их с искусством народа, песнями, сказками, потешками, мастерством. Развлекательно – образовательные, а также спортивные мероприятия будут проходить ежедневно, в соответствии с тематикой недели.


Окунись в атмосферу народного творчества и культурного наследия России вместе с нами. Мы ждём именно тебя!

3 смена: «Камера. Мотор. Снято»


Кино — всенародно любимое искусство. К нему неравнодушны и взрослые, и дети. Кто из подростков хоть разок не мечтал получить приглашение сняться в кино, не представлял себя неотразимой красавицей или каскадером, звездой захватывающего блокбастера?!


А как дети любят подражать популярным киногероям, эффектным дивам! Третья смена лета 2022 года в ДОЛ «Полянка» под названием «Камера. Мотор. Снято» поможет превратить фантазии в реальность. Это веселая и познавательная смена в настоящем мире кино!


Участники смены смогут в полной мере насладиться особенным миром кино и продемонстрировать свои способности к воображению, перевоплощению, а также посостязаться в сообразительности и в эрудиции.


Весь лагерь превращается в огромную индустрию кино, где трудятся специалисты самых разных профессий. Каждый отряд станет настоящей, сплоченной командой, которой предстоит выполнить много интересных и увлекательных заданий.

4 смена: «Творческие стАРТы»


Эта смена для активных, умных, ярких и смелых мальчишек и девчонок.


“Творческие стАрты” – тематическая смена, которая направлена на раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребёнка.


Творчество – неотъемлемая часть жизни каждого человека. «Все делать творчески, а иначе ЗАЧЕМ?» – принцип, который делает жизнь человека яркой и незабываемой.


«Творческие стАРТы» – именно так звучит тема нашей заключительной, четвертой смены летнего лагеря «Полянка». Необычно! Ярко! Звонко!


За эту летнюю смену ребята узнают, что значит быть в творчестве. Чтобы жить в современном мире каждому человеку приходится проявлять собственную индивидуальность, креативность, становиться каждый день другим, раскрывать собственные способности и таланты. Лагерь положит начало развитию творческой жилки у одних детей и продолжит развитие творчества у других. «Творческий стАРТ» – это шаг на пути к становлению творческого человека.


Основные педагогические методы реализации программы:

 

  • Игровые методы,
  • Метод соревнований,
  • Метод положительного примера,
  • Метод создания «ситуации успеха»,
  • Метод проектирования,
  • Метод моделирования,
  • Метод КТД,
  • Метод психологического сопровождения,
  • Метод формирования команды,
  • Метод здоровье сберегающих технологий.


Принципы реализации программы

 

  • Принцип активности


Давать возможность ребенку быть развитой гармоничной личностью и в то же время возлагать на него ответственность за реализацию этой возможности. Это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности, ее самосовершенствование. Реализация данного принципа предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, активное овладение этой нормой.

 

  • Принцип личностно – ориентированного подхода


Согласно этому принципу необходимо предусматривать учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития, потребностей участников смены при постановке целей и задач смены, их реализации, создание условий для самораскрытия, самореализации.

 

  • Принцип вариативности


Возможность изменения формы и содержания дел с учетом педагогической ситуации и действия других факторов при сохранении общей направленности на решение задач смены.

 

  • Принцип реалистичности представлений


Содержание программы включает в себя объективный план мероприятий, которые реально реализуются.

 

  • Принцип гуманизации отношений


Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремление привести к успеху. Результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

 

  • Принцип дифференциации воспитания


Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей. Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня и активное участие детей во всех видах деятельности.

 

  • Принцип комплексного оздоровления и воспитания


При четком распределении времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы. Оценка эффективности должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

 

  • Принцип уважения и доверия


Добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность, доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели.


Условия реализации программы

 

  • Тема смены должна быть связана с важнейшими событиями года в нашей стране, регионе или родном городе.
  • Приоритет должен быть отдан активным формам деятельности, связанным с практической значимостью темы.
  • При отборе материала и заданий мероприятий должны быть максимально учтены возрастные особенности и возможности детей.
  • Учитывая ограниченность во времени и ресурсах, модульные блоки должны быть построены по принципу тождественности таким образом, чтобы формы деятельности повторялись, изменялись содержание и цели мероприятий.
  • Погружение в тему должно обеспечить многогранность ее рассмотрения, возможность каждому ребенку внести свой вклад в общее дело.
  • Тематическая смена должна заканчиваться комплексным мероприятием, в рамках которого дети смогут обобщить все, что узнали в течение смены.


Кадровое обеспечение


В реализации программы задействованы следующие кадровые ресурсы:

 

  • руководитель структурного подразделения ДОЛ «Полянка» – осуществляет текущее управление реализацией программы; создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы;
  • заместитель руководителя ДОЛ «Полянка» – руководит программой деятельности, координирует работу педагогического коллектива, обеспечивающего процесс жизнедеятельности в загородном лагере, организует учебно-методическую работу;
  • культорганизатор – осуществляет досуговую деятельность: руководит разработкой и осуществлением сценариев, проводит массовые мероприятия, участвует в постановке концертных номеров и программ;
  • воспитатели, вожатые – несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной о пожарной безопасности, организуют работу отрядов, проводят отрядные дела в рамках программы, планируют и анализируют деятельность отряда.


Привлеченные специалисты:

 

  • инструкторы по физической культуре, радисты – осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей;
  • инструктор по труду, балетмейстер – отвечают за содержание деятельности развивающих центров, художественно-эстетический уровень мероприятий программы, результативность работы и привлечение детей к занятиям в центрах, участвуют в подготовке общелагерных мероприятий, оказывают консультативную и практическую помощь педагогам;
  • медицинские работники – осуществляют профессиональную деятельность по сохранению здоровья детей, участвуют в работе по пропаганде здорового образа жизни в рамках подпрограмм;
  • обслуживающий персонал – обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности лагеря.


Требования, предъявляемые к педагогам, участвующим в реализации программы:

 

  • Образование (педагогическое или подготовка на курсах «Школа вожатского мастерства»).
  • Опыт работы с детским коллективом.
  • Участие в подготовительной работе по реализации программы.


Материально – техническое обеспечение


ДОЛ «Полянка» расположен на берегу Рыбинского водохранилища в 9 км от микрорайона «Волжский» города Рыбинска.


Имеет:

 

  • 7 стационарных корпусов для проживания, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
  • столовую на 330 посадочных мест;
  • медицинский пункт;
  • прачечную, душевые;
  • клуб и помещения для работы развивающих центров;
  • библиотеку;
  • 6 катамаранов;
  • пляж;
  • 2 волейбольные и баскетбольную площадки;
  • футбольное поле;
  • спортивные сооружения;
  • качели;
  • танцевальную площадку;
  • техническое оборудование: 3 комплекта аудиоаппаратуры (стационарный и переносной), радиоточка, кабельное телевидение, цифровой фотоаппарат, видеокамера, 9 единиц оргтехники (4 компьютера, 3 принтера, сканер, ксерокс);
  • спортивное оборудование.

Мониторинг эффективности реализации Программы

        Мониторинг эффективности реализации Программы представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:

 

  • изучение состояния воспитания;
  • оценку состояния воспитания;
  • прогноз развития воспитания;
  • выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

        В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

 

  • личность самого воспитанника
  • нравственный уклад жизни лагеря (создание условий)
  • родительская общественность.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы отметим:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития воспитанников;

— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию воспитанников;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик воспитанников.


Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности используются следующие виды опроса:


• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов, обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;


• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания детей. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:


• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с воспитанниками, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;


• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.


Прогнозируемый результат:

 

  • Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
  • Развитие гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений.
  • Воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства.
  • Реализация мотивации к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы.
  • Развитие индивидуальной, личной культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
  • Развитие коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умение работать в коллективе.
  • Создание мотивации на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
  • Улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах.
  • Увеличение количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
  • Формирование у детей умений и навыков, приобретенных на занятиях в спортивных секциях и кружках, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.


Ожидаемые результаты:


В процессе реализации Программы создаются оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, что позволяет им быть вовлечёнными в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность, а также формируется активная жизненная позиция и уверенность в своих силах.

Для развития воспитательной системы ДОЛ:

 

  • Совершенствование методик организации форм работы.
  • Пополнение методической копилки.

Для педагогов:

 

  • Повышение уровня педагогического мастерства.
  • Отработка моделей взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.

Для детей:

 

  • Отдых и оздоровление детей.
  • Личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности.

Для родителей:

 

  • Чувство уверенности в силах ребенка.
  • Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.
  2. Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента: Учеб. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений / Пер. с англ. СПб., 1994.
  3. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М., 2005.
  4. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. Ростов н/Д, 2006.
  5. Кудашев, Г.А. Программа лагерной смены: отдельные особенности разработки и оформления. Методическое пособие. – Тюмень: «Ребячья республика», 2014.- 126 с.
  6. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей / Под ред. Е.Г.Мазуровой. Ханты-Мансийск, 2002.
  7. Океанские методики: Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в условиях Всероссийского детского центра «Океан»/ Под ред. Э.В. Марзоевой, Г.Ю. Зубаревой. – Владивосток: Федеральное государственное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», 2010. – 280 с.
  8. Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь// Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. – М.: Собеседник, 2005. – 192 с.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета (вначале смены)


Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности работы лагеря. Твои ответы на вопросы анкеты останутся в строгой тайне.


Меня зовут________________________


Возраст___________________________


Отряд ____________________________


1. Твое настроение сегодня (обведи):

 

  • отличное;
  • хорошее;
  • плохое.


2. В каких делах, мероприятиях, конкурсах ты хотел бы участвовать в этом году в лагере?


3. Я хочу быть в лагере:

 

  • организатором;
  • помощником;
  • участником;
  • зрителем.

Диагностика психоэмоциональной комфортности на начало смены:


1. Хотел ли ты поехать в лагерь?


2. Ты, когда – нибудь отдыхал в лагере?


3. Легко ли ты находишь друзей?


4. Ты общительный человек?


5. Легко ли ты переносишь суету, шум, детский гам?


6. Ты человек организованный?


7. Можешь ли ты попросить о помощи в сложной ситуации?


8. Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, вожатого?


9. Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?


10. У тебя чаще бывает хорошее настроение?


11. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?


12. Любишь ли ты спорт?


13. Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдет весело и интересно?

Анкета (в конце смены)


Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности проведенной смены. Твои ответы на вопросы останутся в строгой тайне.


Меня зовут________________________ Возраст___________________________


Отряд ____________________________

 

  1. Оправдались ли твои ожидания от участия в смене?


(подчеркни) – Да; – нет

 

  1. Тему смены я:


(подчеркни) – понимал; – не понимал; – мне было все равно

 

  1. Какие мероприятия понравились тебе больше всего
  2. Участвовал ли ты в делах и праздниках лагеря:


(подчеркни) – да, участвовал; – но не во всех; – трудно сказать

 

  1. Чаще всего я выполнял роль:


(подчеркни) – организатора; – помощника; – наблюдателя; – исполнителя

 

  1. Что показалось тебе полезным лично для тебя?
  2. Я хочу пожелать

Поведение в конфликтах


(модификации методики К. Томаса)


Инструкция: «Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами».

 

1 5 9 П
2 6 10 И
3 7 11 С
4 8 12 К


1. Я стремлюсь оправдать ожидания других.


2. Я пытаюсь не оказаться втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.


3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.


4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции.


5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.


6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам.


7. В решении проблем я обмениваюсь с другими достоверной и полной информацией.


8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.


9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других.


10. Я стараюсь держать несогласие с другими при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций.


11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению.


12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.


Интерпретация

1-я строка — приспособление, то есть принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

2-я строка — избегание, или уход, уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда нужна пауза для принятия решения при этом ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе.

3-я строка — сотрудничество, или кооперация, поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

4-я строка — соперничество, или конкуренция, стремление добиться своего за счет другого. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Итоговая

 

  1. Время, проведенное в лагере, я бы оценил….
  2. у меня в лагере было чаще хорошее настроение…
  3. В экипаже у меня появились новые друзья…
  4. Мне кажется, вожатый и воспитатель ценит, уважает меня…

 

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

 

  1. Самым трудным для меня было…
  2. За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) …
  3. Больше всего в моих вожатых мне нравиться, я бы хотел этому научиться у них …
  4. Больше в его за смену мне понравилось, запомнилось…
  5. Уезжая из лагеря, я хотел бы сказать…

Стартовая диагностика


(анкета для вожатых)

 

  1. Ф.И.О. (полностью)
  2. Дата рождения
  3. Домашний адрес (индекс, телефон дом, сотовый
  4. Образования (учебное заведение, курс, специальность)
  5. Отдыхали ли ребенком в лагере? Сколько раз, в каком возрасте?
  6. Работали ли в лагере ранее? В какой должности?
  7. Какая цель приезда в лагерь?
  8. Ваши увлечения?
  9. Что умеете делать? (играть на муз. инструмент, рисовать, танцевать и т.п.)
  10. Чему хотите научить ваших воспитанников?
  11. Назовите три основных возраста, с которым планируете работать?
  12. Что вы знаете о лагере, в который едете?
  13. Что планируете делать с детьми в свободное время?
  14. К кому в первую очередь обратитесь за помощью в лагере?
  15. Как вы думаете ваша основная задача как вожатого это …


19.Ваши ожидания от работы в лагере?

 

  1. Какие мероприятия в лагере хотели бы провести (отрядное, общелагерное)? (открытое мероприятие для всех)
  2. Что вы не знаете, но хотите узнать до приезда в лагерь?
  3. Что ждете от сегодняшней встречи?

Анкета для вожатых

(особенности протекания адаптационного периода)

 

  1. Удалось ли заинтересовать ребят, сплотить отряд, создать чувство «Мы»?
  2. Сложились ли в отряде взаимоотношения между мальчиками и девочками?
  3. Какие дела вызывают у ребят наибольший интерес?
  4. Какие дела вызывают наибольшее сопротивление?
  5. Самая большая проблема первой недели?
  6. Чему вы научились за время работы в лагере?
  7. Чему научили ребят?
  8. Какую помощь, и по какой проблеме хотели бы получить?
  9. Оцените по 10 бальной системе свою работу за первые 10 дней?
  10. Какие предложения вы бы внесли по организации работы с педсоставом?

Итоговая диагностика


(анкета для вожатых)

 

  1. Фамилия И.О.
  2. Отряд
  3. Оправдалась ли ваша цель, с которой Вы приехали в лагерь? Почему?
  4. Чего не хватило для реализации цели?
  5. Возникали ли трудности, проблемы? Если да, то как ВЫ с ними справились?
  6. Хотели бы Вы еще раз поработать со своими напарниками и с кем?


Да, ______________________________________________________________


Нет, ______________________________________________________________

 

  1. Оцените по 10ти бальной шкале свою работу и работу своих напарников


Я: Балл ______________


1. ____________________________________________ Балл_________


2. ___________________________________________ Балл _________

 

  1. Если бы была возможность прожить жизнь заново, что бы Вы изменили в своей работе?
  2. С кем из вожатых Вы бы хотели поработать?
  3. С кем из вожатых Вы бы НЕ хотели поработать?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/10/Romashki-tsvetok-bez-steblya.jpgМетодика “Эмоциональная цветопись”


Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет – невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.


При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде “ромашки”.


https://pandia.ru/text/79/243/images/image008_19.gifМетодика “Градусник”


С помощью “градусника” состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. “Градусник” представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения). Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:


1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

 

https://st3.depositphotos.com/1000419/18860/v/1600/depositphotos_188603020-stock-illustration-birthday-party-tree-coloring-set.jpgИгра “Чудо-дерево”


Поможет выявить отношение каждого к содержанию работы объединения, группы. Участникам игры дается рисунок какого-либо дерева и четыре разноцветных кружка (красный, желтый, синий, белый). На кругах красного цвета ребята должны написать, какие два дела понравились больше всего и почему. Синий цвет – те дела, о которых бы не хотелось вспоминать, объяснить почему. Желтый цвет – дела, которые не получились потому, что их участники не смогли договориться друг с другом, понять друг друга. На белых – предложения в будущий план работы. Затем все кружки прикрепляются к “кроне дерева”, а у его “подножия” каждый подписывает свою фамилию. А это уже оценка нашей работы.

 

Методика “Согласен – не согласен”


Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.


Мне понравилось в моем отряде, потому что:

 

  • здесь мои друзья;
  • мы организовывали различные полезные дела;
  • у нас был хороший руководитель;
  • в отряде каждого уважали и ценили;
  • у нас была красивая форма и интересные значки;
  • мы помогали младшим и старшим;
  • в отряде никого не обижали;
  • здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).


Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.


ИГРЫ НА ЗНОКОМСТВО

Снежный ком 


Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

«Три факта»


Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них является реальным, а два других — вы­думанными. Задача остальных участников — определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительно­сти (участникам предлагается поочередно проголосовать за истин­ность каждого из фактов). Потом участник, который представлял­ся, раскрывает истину: говорит, какой из приведенных фактов реален.

Одеяло 

Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит, напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая “перетянет” к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

Паровоз 

Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: “Привет, я – паровоз. Как тебя зовут?” Участник называет своё имя, ” паровоз” повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Любимое занятие 


Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например, кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

Суета сует 


Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.

Поздороваться за руку с максимальным количеством людей 


Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: “Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?” Выявляются несколько лучших.

Имя – жест


Участники игры, по очереди, называют свою имя, но сопровождают характерным для себя жестом, движением (присесть, лечь, все на что хватит фантазии), затем все хором называют имя участника игры и повторяют его жест.

Уличное знакомство


Все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком. Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость. Нужно узнать имя и любимое занятие. 2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова. В конце игры участники делятся своими впечатлениями и определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца».