Муниципальное автономное учреждение

«Центр отдыха «Содружество»

Структурное подразделение

детский оздоровительный лагерь им. А. Матросова

«Время новых достижений»

 

Авторы

заместитель начальника по воспитательной работе Иванова С.В.,

Педагог- организатор Боровикова И.А.

г. Рыбинск, 2022 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы Комплексная краткосрочная программа организации воспитательной работы в ДОЛ им. А. Матросова «Время новых достижений»
Авторы программы Заместитель начальника по воспитательной работе ДОЛ им. А. Матросова

Иванова Светлана Владимировна педагог организатор Боровикова Ирина Алексеевна

Руководитель программы Начальник ДОЛ им. А. Матросова

Файфер Юлия Викторовна

Название проводящей организации ДОЛ им. А. Матросова – структурное подразделение МАУ «Центр отдыха «Содружество»
Форма проведения Загородный оздоровительный лагерь
Цель программы Создание комфортных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей, предоставление свободы выбора и вовлечение их в творческую и социально – значимую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе.
Специализация программы Комплексная
Сроки проведения Июнь – август 2022 года
Место проведения ДОЛ им. А. Матросова
Источники финансирования,

в том числе

средства местного бюджета,

родительская плата,

средства из иных источников.

Местный и областной бюджет
Общее количество детей – участников 880 (ежегодно)
Кадровое обеспечение Начальник, заместитель начальника по воспитательной работе, воспитатели, вожатые, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, обслуживающий персонал.
Условия размещения участников 5 стационарных корпусов
Адрес организации, телефон Ярославская область, Рыбинский район, Михайловский сельский округ, с. Михайловское, т. 25-40-89
  1. Общие положения

Современные тенденции развития сферы детского отдыха ориентированы на её включение в систему непрерывного образования. Лагерь перестает быть местом массового досуга, становясь вместо этого пространством, в котором ребенку предлагается освоение новых знаний и компетенций, актуальных для него на данном этапе развития и соотносящихся с его жизненной и образовательной стратегией.

Таким образом, чтобы оставаться актуальными и востребованными поставщиками услуг детского отдыха, организации отдыха детей и их оздоровления должны обеспечить рост образовательного и воспитательного компонентов в содержании предоставляемых ими услуг. Организационными и педагогическими инструментами для решения этой задачи является реализация профильных смен, а также организация деятельности профильных отрядов и реализация профильных кластеров в рамках тематических смен.

В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился.

Профильная смена – это смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике. Целью профильной смены как формы педагогической работы является освоение или развитие ее участниками каких-либо профессиональных, творческих, спортивных или социальных навыков. При этом в содержание профильных смен должно входить не только совершенствование и практическая отработка знаний, умений и навыков участников в определенной сфере деятельности, но и демонстрация ими достигнутых при этом результатов.

Таким образом, участие детей в работе профильной смены приносит самый главный и значимый педагогический эффект – формирование личности, готовой к жизни в современном социуме, владеющей навыками безопасного поведения во всех аспектах этого слова. Это не только техника безопасности при поведении в различных обстоятельствах, это и психологическая готовность к принятию решений, и владение основами разновозрастной коммуникации. Современная Россия нуждается в людях, способных работать в команде, креативно мыслить, умеющих работать с большим объемом информации. Анализ работы профильных смен наглядно показывает положительную динамику в становлении социальной компетентности воспитанников, в раскрытии творческого потенциала, в развитии коммуникативной культуры.

ДОЛ им. А. Матросова всегда старается следовать требованиям времени. В 2021 году были успешно реализованы 2 профильные смены, по итогам которых лагерь получил положительные отзывы, поэтому административной командой было принято решение написать программу летнего отдыха «Время новых достижений», полностью основанную на профильных сменах.

Программа создана для детей, заинтересованных в развитии своих способностей, в повышении уровня компетентностей, объединенных желанием обрести новых друзей. Она предоставляет участникам смен широкий спектр выбора различной деятельности, поможет родителям обеспечить отдых для ребёнка и докажет, что отдыхать с пользой – это интересно.

Программа является комплексной, включает разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей с учетом их возрастных особенностей.

2. Цели и задачи

Цель:

Создание комфортных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей, предоставление свободы выбора и вовлечение их в творческую и социально – значимую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе.

Задачи:

Личностные

  • Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, уважение к государственным символам и традициям;
  • Способствовать развитию интереса к истории родного города, области и страны
  • Содействовать формированию и развитию потребности сознательного отношения к своему здоровью;
  • Развивать коммуникативные способности и учить эффективно

взаимодействовать с другими людьми

  • Создать условия для успешной самореализации в различных видах творческой, социально-значимой деятельности.

Управленческие

  • Использовать многообразие форм и методов организации отдыха и оздоровления детей в условиях загородного центра;
  • Организовывать содружество и сотворчество детей и взрослых;
  • Реализовывать творческий подход в деятельности педагогов и органов самоуправления;
  • Формировать в лагере среду, обеспечивающую условия для самовыражения, самостоятельности, самореализации воспитанников, создание ситуаций успеха.

Основные принципы педагогической деятельности:

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности:

результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя разносторонней личностью.

Принцип дифференциации воспитания:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип событийности:

программных дел и мероприятий, то есть значительности и необычности каждого события как факта общественной и личной жизни ребенка в летнем лагере.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка:

  • чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип конфиденциальности:

  • в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения их мира и суверенности.

Принцип личностного Я:

  • развитие детского самоуправления;
  • наличие перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • наличие системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия:

  • добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность;
  • учёт интересов ребёнка, его индивидуальных вкусов.

Средства реализации принципов педагогической деятельности:

  • предоставление каждому ребенку возможности участвовать во всех делах лагеря, отряда на основе его опыта с учетом возрастных и личностных особенностей;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к личности ребенка;
  • многообразие форм организации отдыха и оздоровления детей.

Средствами достижения поставленных целей и задач являются:

  • коллективные творческие дела лагеря и отряда;
  • мастерские и спортивные секции по интересам;
  • творческие микрогруппы;
  • диагностика временного детского коллектива;
  • медицинское обеспечение и просветительская работа;
  • физическое воспитание детей;
  • рациональное питание;
  • природно-климатические факторы;
  • участие детей в разнообразных видах творческой, социально-значимой деятельности.

3. Основное содержание

В основе концепции детского оздоровительного лагеря имени Александра Матросова – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности. Деятельностный и практико-ориентированные подходы, которые являются основными в работе педагогов и воспитателей лагеря с детьми, проявляются в реализации через творческую и социально-значимую деятельность.

Программа «Время новых достижений» реализует идеи организации свободного летнего времени с пользой для каждого ребенка, с привитием навыков самовыражения, самоутверждения и удовлетворения своих интересов. Особенностью программы является активное участие детей в жизни смены. Практика показывает, что очень многие дети теряются в ситуации, когда они самостоятельно должны принять то или иное решение, сделать правильный выбор, взять на себя ответственность за себя, свою дальнейшую судьбу. Программа предполагает решение данной проблемы через организацию различной деятельности, в которой ребенок ставится в позицию инициатора и организатора с возможностью выбора. Для нас главным является выявление самоценности каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере осуществлялось широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.

Основой программы является игровой проект – тематическая смена.  Идея сюжетно-ролевой игры предполагает активную творческую, интеллектуальную, социально-значимую и спортивную деятельность участников смены: работу мастер-классов, клубов и диалоговых площадок по интересам, организацию и проведение воспитательных и досуговых дел. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере.

Все смены в лагере уникальны и неповторимы, основная цель организации активного отдыха – приобретение ребятами новых знаний и навыков, умения творчески мыслить, выражать свои чувства и мысли, брать на себя ответственность и доверять другим людям.

Участники трех летних смен – воспитанники различных возрастных категорий. Научить их отдыхать интересно и полезно – одна из основных задач работы педагогического коллектива ДОЛ. Мы стараемся сделать программу лагеря как можно более разнообразной, познавательной и рассчитанной на самый широкий круг интересов детей, соблюдая традиции, сложившиеся в лагере за много лет.

Ориентируясь на интересы детей оздоровительного лагеря (а они выявляются каждое лето в ходе проведения входящей и итоговой диагностики), а так же на потребности социума, педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря разрабатывает новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняет их новой тематикой и нестандартным содержанием.

В течение лета будут проведены три смены:

  • 1 смена «Город мастеров»;
  • 2 смена «Театральные каникулы: за кулисами»
  • 3 смена «ВМЕСТЕ со своим городом».

1 смена

«Город мастеров»

«Истоки творческих способностей 
и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами: чем больше мастерства 
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности.

«Город мастеров» откроет свои двери для всех ребят в ДОЛ им. А. Матросова с 1 июня 2022 года. Эта смена –уникальная возможность для каждого попробовать новый для себя вид творчества, тот с которым ребенок не встретится на уроках технологии в школе или на занятиях в центрах дополнительного образования. В дружеской обстановке в творческих мастерских ребенок не только научится работать руками и создавать настоящие произведения искусства, но и сможет обрести друзей сверстников.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. У ребенка повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей разного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Именно поэтому на смене будут работать настоящие профессионалы своего дела, к проведению мастер-классов будут привечены специалисты центра технического творчества, центра детского творчества «Солнечный», специалисты, занимающиеся ручным трудом в частном порядке.

На смене «Город мастеров» каждый ребенок получит возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.

Программа смены включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • тематические квесты и игры,
  • спортивные мероприятия и игры на свежем воздухе;
  • съемки отрядных фотографий

Приезжай на смену «Город мастеров» – пробуй новое и стань настоящим мастером своего дела!

2 смена

«Театральные каникулы: за кулисами»

У театра великая будущность, как у всего,

что имело великое прошлое. 

Карел Чапек

Каждый ребенок талантлив. И наша задача дать детям все возможности для раскрытия творческих способностей. Мы не ставим перед собой задачу воспитания в наших детях будущих актёров. Мы хотим, чтобы они в первую очередь выросли умными и интеллигентными  людьми, с богатым внутренним миром и духовной культурой. Этому во многом способствует всестороннее развитие средствами театрального искусства. Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, интеллектуальных и других способностей детей, вот главная цель нашей смены.

Кому же будет полезна смена «Театральные каникулы: за кулисами»? Всем детям, без исключений. Умение общаться, налаживать контакт  необходимо каждому человеку. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствуют освоению ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, развивает умение четко, правильно и выразительно говорить, уверенно чувствовать себя на публике, управлять своим телом и голосом.

На этой смене каждый ребенок может в безопасной форме выразить любые свои чувства и укрепить хорошее отношение к самому себе, а также научится управлять своими эмоциями.

Команда педагогов-профессионалов будет работать для того, чтобы каждый наш ребенок умел красноречиво выражать свои мысли, был творчески развитой личностью и уверенно чувствовал себя в любых жизненных ситуациях.

«Театральные каникулы» предоставят каждому участнику смены возможность:

  • попробовать себя актером, сценаристом, декоратором, режиссером и представителем других театральных профессий;
  • заглянуть за кулисы театральной жизни,
  • научиться актерскому мастерству, сценическому движению, речи и пластике, основам хореографии и вокала, другим театральным дисциплинам.

Программа смены включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • тематические квесты и игры,
  • спортивные мероприятия и игры на свежем воздухе;
  • съемки отрядных фотографий;
  • работу творческих мастерских по выбору.

Благодаря созданию оптимальных условий участники смены будут погружены в разнообразную творческую деятельность.

Мы ждем именно тебя! «Театральные каникулы» зажгут не одну новую звезду на театральном небосводе.

3 смена

«ВМЕСТЕ со своим городом!»

В любом проекте важнейшим фактором

является вера в успех.

Без веры успех невозможен.

У.Джеймс

Как часто каждый из нас задумывается о том, что бы он хотел изменить? В стране, городе, школе, лагере? Достаточно часто. Для этого необходимо не только задумываться, но и начать действовать. Если ты инициативный, активный и готов менять свое будущее сам, тогда эта смена точно для тебя!

То, каким будет наше будущее, зависит только от нас. Каждый может внести свой посильный вклад в улучшение окружающей его действительности.

В рамках реализации программы участники смены познакомятся с основным алгоритмом создания и организации работы общественного объединения, приобретут опыт разработки и реализации социальных проектов, создания и внедрения социально-значимых инициатив. Каждому участнику смены представится возможность проявить свои умения в роли инициатора, лидера, а также развить творческие способности, получить дополнительные знания и навыки.

Программа «ВМЕСТЕ со своим городом!» опирается на социальные закономерности детской и молодежной среды: включение в содержательную, интересную, эмоционально привлекательную; ориентированную на общественную пользу и личностную значимость деятельность. В условиях детского оздоровительного лагеря дети смогут в течение одной смены реализовать себя и навыки, которые непременно пригодятся им в будущем.

Под социальным проектированием, осуществляемом детьми, мы понимаем подготовку, планирование, реализацию и анализ отдельных мероприятий (или их совокупности), направленных на совершенствование социального (в том числе образовательного и культурного) пространства, в котором находятся участники. Детские социальные проекты призваны изменить или существенно улучшить окружающую действительность средствами, доступными детям.

Программа «ВМЕСТЕ со своим городом!» способствует:

  • развитию кругозора, познавательного интереса, личностных качеств каждого участника смены путем создания социально-образовательных проектов;
  • формированию экологической культуры детей путем создания эколого-социальных проектов;
  • формированию здорового образа жизни путем создания спортивно- оздоровительных проектов;
  • формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции к решению социально значимых проблем общества, воспитанию патриотизма путем создания социально-коммуникативных проектов;
  • совершенствованию культурного пространства лагеря путем привлечения ребят к активному созданию ART-объектов через создание культурно-образовательных проектов.

Для закрепления и активизации приобретенных практических умений и навыков предусматривается широкое использование игровой техники: творческие и проблемные задания, тренинги, конкурсы, интеллектуальные, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

В рамках программы планируется проведение творческих мастерских, мастер-классов, встреч с интересными людьми, круглых столов и т.д. Это практические занятия по интересам участников программы. Ведущими этих занятий будут члены педагогического отряда и приглашенные специалисты, осуществляющие работу по направлению «социальное проектирование».

В течении всей смены ребята будут включены в общественно-значимую деятельность через различные формы социальной практики. Разовьют личностные ресурсы, лидерские и организаторские качества, направленные на развитие социальной активности. Расширят кругозор, сформируют коммуникативные умения, разовьют творческие способности. Оздоровятся, укрепят здоровье, полноценно отдохнут.

Итогом смены станет не только личностный рост каждого участника и определение перспектив развития разработанных социальных проектов.

Даже самые юные участники нашей смены увидят и на собственном примере покажут, что изменить мир может каждый.

4. Механизм реализации программы

Основное содержание деятельности планируется в отрядах, которым дается право свободного выбора в планировании и организации воспитательной работы. Вместе с тем, в лагере имеется план общих мероприятий, мероприятий по отдельным возрастным группам, а также рекомендации к планированию отрядной работы. Все это учитывается педагогами и детьми при составлении планов деятельности. Три периода (цикла) смены – организационный, основной и заключительный – сочетают все направления деятельности коллектива лагеря.

Организационный период:

  • адаптация детей и взрослых к новым условиям жизни в лагере;
  • освоение территории и знакомство с окружением;
  • формирование и сплочение временного детского коллектива, перспективы его развития и жизнедеятельности; организационные сборы, выработка норм жизни отряда, знакомство с режимом дня, коллективом лагеря, выборы органов самоуправления, планирование работы;
  • изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, запросов, увлечений, состояния здоровья

Основной период:

  • коллективная организация дел в отряде, взаимодействие отрядов;
  • работа органов самоуправления;
  • самообслуживающий труд;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность;
  • художественно-эстетическая деятельность;
  • природоохранная деятельность;
  • деятельность творческих мастерских, секций по развитию интересов, способностей к творчеству у ребят.

Заключительный период:

  • организация деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену;
  • использование творческих форм отчета, смотров, анкетирование;
  • прощальные огоньки и костры;
  • поощрение активных участников смены;
  • анализ работы за смену.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является организация деятельности творческих мастерских, объединяющая детей по интересам в малые группы. Она носит вариативный характер:

  • в течение каждой смены работают постоянные творческие мастерские,
  • создаются условия для реализации интересов детей,
  • создаются условия для развития детей средствами совместного творчества.

Для эффективной работы творческих мастерских проводятся следующие мероприятия:

  • изучение интересов детей;
  • презентация мастерских в начале смены и ознакомление детей с режимом работы;
  • самоопределение детей и запись их в творческие мастерские;
  • участие воспитанников в работе мастерских и отражение результатов деятельности (организация фотовыставки для родителей);
  • подведение итогов работы в конце смены.

Все руководители творческих мастерских работают по программам, соответствующим возрастным особенностям воспитанников. По окончании смен организуются выставки детских работ и награждение наиболее активных ребят.

В период проведения всех смен проводится активная работа по развитию детского самоуправления, предполагающая включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такую взаимосвязь планируется осуществлять через:

  • поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
  • взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
  • взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
  • совместную работу вожатского и детского коллективов;
  • информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Временные органы самоуправления:

  • Деятельность дежурного отряда (организация дежурства по лагерю; организация и проведение тематической дискотеки).
  • Работа творческих групп.

Постоянно действующие органы самоуправления:

  • Совет лагеря.
  • Совет командиров отрядов.
  • Совет отряда.

В Советах командиров выбираются ответственные за различные направления деятельности, а в качестве равноправных членов актива входят взрослые (в Совет лагеря – педагог-организатор, заместитель начальника по воспитательной работе, начальник лагеря; в Совет отряда – воспитатели, вожатые).

5. Условия реализации программы

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база лагеря позволяет осуществлять творческое развитие и оздоровление детей. В лагере имеются:

  • 5 стационарных корпусов для проживания, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
  • столовая на 250 посадочных мест;
  • оборудованный медпункт,
  • душевые и комната гигиены;
  • клуб со зрительным залом на 250 мест и помещения для работы творческих мастерских;
  • волейбольная площадка,
  • футбольное поле,
  • теннисный корт;
  • спортивные и игровые городки;
  • техническое оборудование: комплект аудио-видео аппаратуры, радиоточка, цифровой фотоаппарат; проектор; смотровой экран;
  • спортивное оборудование.
  1. Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации данной программы участвуют:

  • начальник ДОЛ им. А. Матросова, обеспечивает общее руководство лагерем, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы обеспечивает функционирование зданий и сооружений;
  • заместитель начальника по воспитательной работе, отвечающий за работу педагогического коллектива, обеспечивающий выполнение содержания программы лагеря;
  • инструктора по физической культуре, организующие активный отдых детей во время их нахождения в ДОЛ им. А. Матросова;
  • организатор досуговой деятельности детей в лагере, проводит консультации для вожатых по проблемам подготовки КТД;
  • педагоги дополнительного образования отвечают за содержание и качество деятельности творческих мастерских, помогают в подготовке общелагерных мероприятий;
  • воспитатели, осуществляют контроль за соблюдением детьми  режимных моментов, организуют дежурство отряда по столовой, посещение душа, медицинского кабинета; несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • вожатые – организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде, являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел, осуществляют учебу актива отряда, несут ответственность  за жизнь и здоровье детей;
  • медицинский персонал – проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря;
  • обслуживающий персонал – создает все условия для успешной реализации программы.
  1. Педагогические условия предусматривают:
  • соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и занятия в творческих мастерских;
  • готовность по необходимости корректировать проект смены относительно практического развития событий;
  • отбор системы диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой) и анализа собственной деятельности, как для каждого педагога, так и всего педагогического коллектива в целом;
  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления и соуправления, привлечение специалистов для организации коллективной творческой деятельности;
  • единство педагогических требований во взаимодействии с детьми;
  • продуманы многоуровневые системы стимулирования, учитывая возрастные особенности, индивидуальные и коллективные усилия участников.
  1. Методические условия предусматривают:
  • наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на смену;
  • наличие необходимой литературы для более полной реализации программы;
  • проведение учебных занятий с педагогическим коллективом до начала лагерной смены;
  • проведение анкетирования родителей перед заездом детей в лагерь.
  1. Условия реализации игровой модели:
  • место проведения (оформление клуба, корпусов, стендов для воспитанников и родителей);
  • команда педагогов, обслуживающего персонала;
  • материально-техническое обеспечение сюжетно – ролевой игры: площадки, места для проведения дел, призы, награды, канцтовары, материалы для оформления и творчества участников игры;
  • сюжетное, методическое обеспечение (литература)

6. Контроль и мониторинг

Схема управления программой

Начальник лагеря

Заместитель директора по ВР

Педагог-организатор

Воспитатели

Вожатые

Медицинские работники

Руководители физического воспитания

Педагоги дополнительного образования

Воспитанники

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы.

Основными принципами организации мониторинга эффективности реализации программы будут:

  • принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития воспитанников;
  • принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на поведение воспитанников;
  • принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик воспитанников.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации предусматривает использование следующих методов: тестирование (метод тестов), опрос(анкетирование, интервью, беседа); психолого-педагогическое наблюдение.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Заместитель начальника по ВР и педагог-организатор проводят собеседования с воспитателями отрядов, анализируют отрядные дела и мероприятия.

При оценке результативности воспитательной деятельности учитываются изменения, которые произошли во всех субъектах деятельности: в детях, педагогах, воспитателях, вожатых.

Для определения личностного роста ребенка и коллективной деятельности используются разные методы диагностики, параметры задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Этапы Обследуемые параметры личности Методики
Входная диагностика (диагностика оргпериода) Общие сведения о ребенке; ожидания ребенка; интересы и склонности;

творческая направленность.

Качества личности:

коллективизм (индивидуализм)

лидер (ведомый)

общительность (замкнутость)

активность (пассивность)

Анкеты:

«Организационный период»,;

Опросники. Диагностика интересов, потребностей детей;

«Уровень общения» «Рейтинг ожиданий»

Текущая диагностика Климат в отряде; индивидуальное самочувствие ребенка; характер межличностных отношений; уровень развития отрядного коллектива. Тесты: «Я в круге» «Печатная машинка»

Методы:

«Мое настроение»,

«В доме»

Итоговая диагностика Личностный рост члена отряда.

Удовлетворенность пребывания в лагере.

Анкета вожатого, анкета ребенка.

Диагностика. Карточка удовлетворенности детей от посещений мероприятий.

Критериями эффективности функционирования системы отдыха и оздоровления детей в ДОЛ им. А Матросова являются:

  • структура занятости детей (на протяжении всей смены, в течение каждого дня, ее разнообразие);
  • уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними;
  • реальная детская самодеятельность (что ребенок может предложить и реализовать, развитие его социальной компетентности);
  • защищенность и комфортность ребенка в рамках программы

Механизм оценки эффективности реализации программы:

Оценка эффективности программы осуществляется путем анализа данных по следующим критериям и показателям:

Критерий Показатели
Сохранение и укрепление здоровья детей Соблюдение режима дня, сбалансированное питание, участие в спортивно-массовых делах, отсутствие травматизма определяются такими методами как анкетирование, беседа, диагностика индивидуального здоровья детей, мониторинг здоровья, анализ травматизма и заболеваемости
Развитие культуры межличностного и межгруппового общения Умение слушать и слышать собеседника, бесконфликтное общение, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость и толерантность, умение работать в команде, уровень сплоченности коллектива определяются такими методами как анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение
Реализация участниками своих способностей Заинтересованность детей мероприятиями смены, личная увлеченность ребенка в конкурсе, удовлетворенность отдыхом в лагере, охват участников мероприятиями смены, количество и качество проводимых мероприятий определяются такими методами как наблюдение, анкетирование, анализ достижений детей.
Формирование социальной активности Количество и качество проводимых мероприятий, личная заинтересованность детей, количественный показатель участия детей в развивающих мероприятиях определяются такими методами как наблюдение, анкетирование, анализ достижений детей, выставки работ, рейтинг популярности мероприятий, навыки самоорганизации.
Повышение уровня социальной адаптивности Качество отрядной работы по введению правил поведения и соблюдения их, знание участниками своих сильных сторон личности, умение выстраивать эффективную коммуникацию, сформированность ценностного отношения к людям, природе и имуществу определяются такими методами как наблюдение, анкетирование, беседа, анализ сюжетно-ролевых игр, эффективность органов детского соуправления

Факторы риска

Возможные риски Меры профилактики
Природно – климатические Разработка «запасных» вариантов реализации программы на основе отрядной или клубной работы
Неблагоприятные погодные условия Организация мероприятий согласно тематике смены в 2-х вариантах (на основе учѐта погоды на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря во время плохих погодных условий)
Низкая активность детей в реализации программы Выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, творческой и т.д.)
Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива Организация работы «Школы вожатых», инструктивно-методических семинаров
Усталость педагогического коллектива Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях. Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности
Утомляемость детей Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и другой
  1. Ожидаемые результаты

В процессе реализации Программы создаются условия успешного сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста, что позволяет каждому ребенку ощутить себя нужным, любимым, полезным, который может проявить свои лучшие качества и обрести уверенность в своих силах, поступках.

Анализ результатов и хода программы проводится по следующим критериям:

  • методика эффективности оздоровления детей;
  • система мониторинга эффективности смены;
  • дневники вожатых как форма планирования и контроля эффективности воспитательной работы.

Оценка программы детьми осуществляется через:

  • анализ дня на совете отряда и совете дела;
  • огоньки откровения;
  • цветограммы;
  • анкетирование;
  • книгу отзывов.

родителями:

  • сайт МАУ «Центр отдыха «Содружество»
  • группу ВКонтакте;
  • анкеты для родителей.

педагогическим коллективом:

  • анкетирование;
  • анализ педагогических дневников вожатых;
  • обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.

Ожидаемые результаты:

  1. Для развития воспитательной системы ДОЛ:
  • совершенствование методик организации форм работы;
  • пополнение методической копилки.
  1. Для педагогов:
  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • отработка моделей взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры;
  • социальная защищенность детей и подростков;
  1. Для детей:
  • отдых и оздоровление детей, потребность в здоровом образе жизни;
  • личностный рост ребенка, его самореализация в творческой и социально-значимой деятельности;
  • удовлетворенность в различных видах деятельности – коммуникативной, физической, творческой, духовной.
  1. Для родителей:
  • чувство уверенности в силах ребенка;
  • удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.

 

Список литературы

1. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья. 14 [Текст]:/ М.М., Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.– М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2018.

2. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе. [Текст]:/Н.В. Белобородов.– М.: Аркти, 2017.

3. Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е. Школьный летний лагерь. [Текст]: 1-5 классы/ Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко.– М.: ВАКО, 2015.

4. Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывѐт по земле.[Текст]:/ Л.А. Пенькова.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016.

5. Реэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру. [Текст]:/ Б.Э. Реэрдон.– М.: 2011

6. Шерер, И.О., Григорьева М.И. Культурологическое развитие детей. [Текст]:/ И.О. Шерер, М.И. Григорьева.– Н.:2011.

7. Афанасьев С.П. Коморин С.В. – Что делать с детьми в загородном лагере, – М.: 2010

8. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, – М.: «5» за знания, 2008 г.

9. Лобачѐва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

10. Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия, – О.: «Детство», 2007 г.

11. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, – О.: «Детство», 2009 г.

12. Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград, Учитель, 2007 г.

13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г